lebedinsky2 wrote in cccp_1_0

Categories:

4 самых любимых советских мотороллеров: от «Тулы» до «Вятки»

Тула-200М. Фото автора. Город Моторов.
Тула-200М. Фото автора. Город Моторов.

Несколько лет назад к своему стыду я обнаружил, что совершенно ничего не знаю про советские мотороллеры. А ведь это был очень важный тип транспортных средств, крайне популярный среди советских граждан.

Тогда я решил исправить это досадное упущение и начал подробно изучать что же такого выпускали в СССР. Оказалось, что в разное время производили не так уж и много разных моделей мотороллеров, поэтому систематизировать всё оказалось не так уж и сложно.

Этим летом я попал в музей «Легенды СССР» в Каминске-Шахтинском. Тут я сфотографировал сразу четыре советских мотороллера, восстановленных в отличное состояние. Давайте подробнее расскажу про каждый из них.

Тула-200М

Мотороллер Тула-200 стал одним из первых советских мотороллеров. Его производство стартовало в 1957 году на мощностях Тульского машиностроительного завода (ТМЗ).

Как и многие первые советские мотоциклы, Тула-200 имеет немецкие корни. Он представляет собой переработанный мотороллер Goggo 200 немецкой фирмы «Hans Glas GmbH».

Под сиденьем скрывался 199-кубовый одноцилиндровый мотор мощностью 8 л.с. Сам мотороллер весил 155 кг (на 15 килограммов тяжелее Goggo 200), поэтому был достаточно медлительным.

В музее представлена модернизированная модель Тула-200М, которую довольно просто визуально отличить по «открытому» переднему крылу.

Такой мотороллер начали производить в 1961 году. Он получил более мощный 9-сильный мотор, новую переднюю вилку (ради которой, собственно, и пришлось переделывать крыло), а также новый масляный фильтр.

Музейный экземпляр восстановлен довольно точно. Разве что схема окраски вольная, да и цвета металлик — это не лучший выбор для классической техники.

Мотороллер Тула-200.
Мотороллер Тула-200.

 Обратите внимание на глубокое переднее крыло.

Вятка ВП-150

В том же 1957 году на Вятско-Полянском машиностроительном заводе начали производство своей версии мотороллера — Вятка ВП-150.

Так как опыта в проектировании подобной техники в СССР тогда не было, за основу также взяли модель иностранного производства.

Я практически уверен, что вы все знаете, что Вятка ВП-150 был срисован (вполне официально, кстати) с итальянского мотороллера Vespa 150GS 1955 года выпуска.

Вятка ВП-150. Фото автора. Город Моторов.
Вятка ВП-150. Фото автора. Город Моторов.

Несмотря на то, что ВП-150 получился внешне очень похожим на итальянский мотороллер, он был больше и значительно тяжелее (на 7 килограммов).

В движение Вятка приводилась 148-кубовым одноцилиндровым мотором мощностью 5,5 л.с. и 9 Нм крутящего момента. Этого было достаточно, чтобы разогнать мотороллер до 70 км/ч. Расход топлива при скорости 50 км/ч составлял 3,1 л/100 км.

Интересно, что помимо двухколесных вариантов выпускались трехколесные грузовые (МГ-150) и пассажирские версии (ВП-150Т).

Грузовой мотороллер МГ-150 привез квас в детский сад
Грузовой мотороллер МГ-150 привез квас в детский сад

Тула «Тулица»

Теперь снова вернемся к ТМЗ. В 1968 году на смену мотороллера Тула-200 пришла совершенно новая модель — «Турист».

В 1971 году ему на смену пришла модернизированная модель «Турист-М», а в 1979 году её заменили на «Тулицу». Именно «Тулицу» вы можете увидеть в музее. Данный мотороллер является самостоятельной разработкой завода и визуально сильно отличается от самого первого Тула-200.

«Тулица» внешне была практически идентична мотороллеру «Турист-М».
«Тулица» внешне была практически идентична мотороллеру «Турист-М».

Основное отличие от «Туриста» — увеличенная мощность двигателя, 12-вольтовый аккумулятор (вместо двух 6-вольтовых). Кроме этого появились дополнительные жалюзи на левой части капота и глушитель мотоциклетного типа, как у «Турист-М».

При рабочем объеме 199 кубических сантиметров двигатель выдавал мощность 14 л.с., разгоняя мотороллер весом 140 кг до вполне внушительных 97 км/ч.

Это мотороллер «Турист», который был очень похож на «Тулицу».
Это мотороллер «Турист», который был очень похож на «Тулицу».

Визуально можно отличить по небольшому ящичку в переднем крыле, спрятанному под днищем глушителю и глухому капоту.

Мотороллеры «Тулица» до сих пор можно купить на рынке подержаной техники. Причем цены не кусаются. Экземпляры в очень хорошем состоянии стоят 70-100 тысяч рублей, а старые невосстановленные можно найти за 25-30 тысяч рублей.

Вятка ВП-150М

У Вятки тоже было продолжение в виде мотороллера ВП-150М. В целом внешне он довольно сильно напоминает «Тулицу», но не имеет с тульским мотороллером ничего общего.

ВП-150М несмотря на индекс, отличающийся лишь одной буквой, был разработан практически с нуля. Фактически, от прежней модели осталась лишь выштамповка передней части кузова, но и ту практически полностью закрывает корпус передней фары.

Вятка ВП-150М. Фото автора. Город Моторов.
Вятка ВП-150М. Фото автора. Город Моторов.

Оригинальным решением дизайнеров было поместить указатели поворотов в торцы руля. Правда от этого решения вскоре отказались, так как плафоны при первом же падении.

Двигатель мотороллеру ВП-150М достался практически без изменений от «Пузатой» Вятки. Это 1-цилиндровый двухтактный силовой агрегат воздушного охлаждения, работающий на смеси бензина и моторного масла.

Правда новый карбюратор позволил поднять мощность с 5,5 до 6 л.с.

Вятка ВП-150М. Фото автора для портала CARakoom.com
Вятка ВП-150М. Фото автора для портала CARakoom.com

Вскоре на смену ВП-150М пришла обновленная модель, получившая имя собственное «Электрон». Внешне он был практически точной копией.

Вместо заключения

Эти четыре модели мотороллера практически полностью раскрывают всю раннюю историю производства этого типа транспортных средств в СССР. Если я не ошибаюсь, дольше всех производили «Тулицу», которая, несколько раз модернизируясь, продержалась на конвейере до 1989 года.

А потом был распад СССР и крах практически всех советских заводов, выпускающих двухколесную технику. Да и сам тип мотороллеров быстро схлопнулся. Им на смену пришли намного более популярные скутеры.

Источник


promo cccp_1_0 august 11, 2019 22:02
Buy for 100 tokens
этот журнал для тех, кто родом из СССР (и не только для них))). можете сюда постить все, что вы помните - фото, скрины журналов, детские воспоминания, исторические очерки и т.д. и т.п. можете топить как за красных, так и за белых вместе с анархистами, призывать выкопать сталина и закопать ленина -…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded